Главная страницаБлогОртодонтическое лечениеПатологическая стираемость зубов: причины и способы лечения

Патологическая стираемость зубов: причины и способы лечения

Патологическая стираемость зубов

Стираемость твердых тканей зубов – это естественный процесс для любого человека, и он не нуждается в какой-либо коррекции. В тридцатилетнем возрасте стираемость происходит в пределах эмали, в сорокалетнем – уже затрагивается дентин. В возрасте 50+ заметно стираются передние и боковые зубы. Патологическая стираемость зубов наблюдается у 10% людей и требует профессионального лечения. У таких пациентов происходит быстрое снижение объемов эмали и дентина, вследствие чего пульпа обнажается, а чувствительность зубов резко возрастает.

Повышенное стирание зубов — проблема, которой чаще всего страдают мужчины (63 % случаев из 100). Для женщин подобный недуг менее характерен. Однако вне зависимости от пола пациента, такая патология значительно ухудшает качество его жизни и приводит к развитию других, более серьезных заболеваний.

Причины повышенной стираемости зубов

Рассмотрим основные причины, по которым стираются зубы:

• нарушения окклюзии либо прикуса;
  • отсутствие одного или нескольких зубов, что влечет за собой неравномерное распределение нагрузки при жевании. Также это может произойти, если неправильно выполнено протезирование зубов или их реставрация;
  • ночной скрежет зубами (бруксизм), возникающий из-за непроизвольных сокращений жевательных мышц. Вследствие этого возникают механические дефекты эмали, зубная ткань быстро изнашивается;
  • некоторые эндокринные заболевания, нарушения метаболизма, которые приводят к уменьшению прочности тканей коронки зуба. Также этому могут способствовать некоторые особенности питания, употребление большого количества сладких газированных напитков, соков;
  • наличие вредных привычек (курение и употребление алкоголя), привычка грызть твердые предметы, разгрызать зубами орехи и т.д.;
  • работа на «вредном» производстве, когда в воздухе присутствует множество твердых частиц или химических веществ;
  • забрасывание содержимого желудка обратно в полость рта (при частых рвотах, гастроэзофагеальном рефлюксе);
  • регулярное использование слишком жесткой зубной щетки, абразивных средств для чистки зубов.

Когда обратиться к врачу

По какой бы причине ни возникла повышенная стираемость зубов, она является поводом для немедленного обращения к врачу. Лучше сделать это как можно раньше, чтобы избежать прогрессирования заболевания и развития других серьезных проблем со здоровьем. Специалисты выделяют четыре степени патологии, исходя из того, какой объем дентина и эмали уже потерян. Рассмотрим каждую из них подробнее.

1. Степень первая. Физиологическая стираемость зубов уступает место патологической. Стираются режущие края передних зубов, а также жевательные бугры на боковых зубах. Это происходит в пределах эмали, также может быть немного затронут дентин.
  2. Степень вторая. Полностью исчезают жевательные бугры, обнажается дентин, однако полости еще не формируются.
  3. Степень третья. Коронка уменьшается в размерах одну треть в пределах заместительного дентина. При этом может просвечиваться полость пораженного зуба.
  4. Степень четвертая. Наблюдается стирание коронковой части до самой шейки.

Слишком быстрое стирание эмали зубов приводит к тому, что на их поверхности появляются острые края, травмирующие слизистую ротовой полости. Это причиняет боль пациенту и доставляет множество других неудобств. У человека начинает меняться лицо (смещается его нижняя треть), формируются глубокие носогубные складки и морщины возле нижней губы. При этом страдает не только внешность — при отсутствии адекватного лечения появляются серьезные функциональные нарушения. В частности, начинает болеть и хуже выполнять свои функции ВНЧС, ухудшается слух. Также вследствие повышенной стираемости зубы становятся очень чувствительными к любым раздражителям, что очень затрудняет гигиену полости рта и делает ее практически невозможной.

Лечение стираемости зубов и методы реставрации

Лечение стираемости зубов – задача для квалифицированного специалиста. Только опытный врач гнатолог в Днепре может поставить точный диагноз и предложить варианты исправления проблемы. Терапия обязательно должна быть комплексной и включать в себя:

• определение факторов, вызывающих данную патологию, а также их устранение;
  • восстановление утраченной эмали и дентина;
  • нормализация функций зубочелюстной системы.

Мероприятия по лечению стираемости зубов

План лечения разрабатывается с учетом того, что стало причиной развития патологической стираемости:

• если это – эндокринные или другие заболевания, нарушения минерального обмена, привлекаются врачи других специальностей и вместе с ними подбираются препараты для коррекции состояния;
  • когда причиной выступает нарушение прикуса, выполняются мероприятия по его исправлению. Чаще всего это – ношение брекет-систем или специальных кап;
  • когда эмаль быстро стирается из-за неправильного питания, пациент с помощью врача должен выработать у себя полезные пищевые привычки и придерживаться их всю жизнь;
  • восстановление зубов подразумевает придание им правильной анатомической формы. С этой целью может выполняться реставрация зубов пломбировочными материалами, искусственными коронками из различных материалов. Также могут применяться люминиры или виниры.

Помните — чем раньше начато лечение, тем больше шансов на восстановление здоровой красивой улыбки!