Седация в стоматологии

Для качественного выполнения стоматологом своей работы нужно, чтобы пациент вел себя спокойно и был позитивно настроен. Так и произойдет, если человек будет уверен: процедура будет полностью безболезненной для него. Именно поэтому так важна седация в стоматологии. Она притупляет болезненные ощущения и полностью убирает страх. Пациент погружается в спокойное состояние, напоминающее легкую дремоту. Уровень его психической и физической активности снижается. Врач может качественно выполнить любые необходимые манипуляции: поставить пломбу на зуб, пролечить каналы, сделать имплантацию, резекцию верхушки корня и прочие вмешательства. Пациент, хоть и будет находиться в сознании, останется совершенно спокойным. Поверхностная седация хорошо переносится организмом, не вызывает осложнений, после нее не требуется длительного восстановления.

Лечение зубов во сне – достаточно новый «тренд». Поэтому у пациентов часто возникают вопросы о том, что такое седация, в каких случаях она необходима, а когда – противопоказана, какие достоинства и недостатки она имеет. Обо всем этом расскажем в нашей статье.

Виды седации и в чем их разница

По уровню воздействия на человека седативный сон (наркоз) в стоматологии бывает поверхностным и глубоким. В первом случае пациент погружается в полусонное состояние, но остается в сознании. После лечения его легко и быстро можно вернуть в фазу бодрствования. Такой способ оказывает минимальное воздействие на организм. Глубокая внутривенная седация в стоматологии применяется гораздо реже. В этом случае человек погружается в сон и его состояние в течение всего стоматологического лечения контролирует анестезиолог.

Различают несколько видов медикаментозного сна в зависимости от способа введения препаратов. Седация в стоматологии может быть:

• пероральной. Заключается в приеме пациентом за 1 час до основного обезболивания таблетки специального лекарственного препарата. Благодаря этому врачу в дальнейшем легче вводить анестетик в организм. Такая седация применяется сравнительно редко;
  • ингаляционной. При этом человек через специальную маску, надетую на лицо, вдыхает успокаивающий («веселящий») газ. Обычно это – кислородно-азотная смесь или средство для ингаляционного наркоза Севоран. Пациент полностью расслабляется, остается в сознании, при этом сохраняет абсолютное спокойствие. Такая легкая седация не наносит вреда организму, позволяет избавиться от боли и страха, часто применяется в детской стоматологии, однако не используется при лечении беременных;
  • внутривенной. Успокоительный препарат при этом вводится в вену с помощью инъекции. Больной погружается в состояние, напоминающее глубокий сон, и ему можно проводить самое длительное и сложное лечение. Врач может контролировать количество введенного препарата, а значит – период времени, в течение которого пациент будет оставаться расслабленным и спокойным. Затем больной довольно легко просыпается, приходит в нормальное состояние и прекрасно себя чувствует. Обычно он не жалуется на головную боль или прочие неприятные проявления. Если по каким-либо причинам (аллергия, астма или другие заболевания у пациента) не может быть использована ингаляционная седация, внутривенная становится отличным выходом. Она переносится легче, чем наркоз, и имеет гораздо меньше противопоказаний.

Нужно отметить, что стоматология под седацией не исключает необходимости местной анестезии при помощи укола. Он необходим, чтобы полностью обезболить место выполнения манипуляций, при этом воспринимается пациентом не так болезненно.

Плюсы и минусы седации

Как мы уже отметили, стоматологическое лечение под седацией без сна – хорошее решение в большинстве случаев. Иногда успокаивающий газ в стоматологии применяют просто по просьбе пациента. Однако чаще всего к этому методу прибегают:

• когда предстоит продолжительная по времени процедура (удаление нескольких зубов, лоскутные операции, открытый синус-лифтинг);
  • при сильном рвотном рефлексе;
  • если пациент испытывает страх или находится в состоянии паники;
  • в случае гиперактивности посетителя, когда он пытается убежать, навредить своими действиями себе и врачу;
  • при эпилепсии или других патологиях, сопровождающихся повышенной активностью;
  • для детей и взрослых с эмоциональной нестабильностью;
  • если предстоит лечить человека с особыми потребностями.

Нужно отметить, что подготовка к седации в стоматологии, особенно – к глубокой, выполняется в обязательном порядке. Осуществляется комплексное обследование: сдаются общие и биохимические анализы мочи и крови, ЭКГ, измеряется уровень сахара. Перед процедурой больной должен воздерживаться от приема пищи не менее 4 часов.

Теперь рассмотрим плюсы и минусы седации. К ее преимуществам можно отнести:

• сохранение у человека контроля над своими действиями. Он может самостоятельно дышать, глотать, слышать стоматолога и выполнять его указания;
  • меньшую, чем в случае наркоза, медикаментозную нагрузку на организм;
  • быстрое восстановление нормальной жизнедеятельности;
  • у посетителя в памяти не остается воспоминаний о процедуре, а значит – не останется и страха перед стоматологическим лечением. Скорее всего, он будет своевременно приходить на профилактические осмотры, на ранней стадии лечить болезни зубов и десен;
  • возможность для врача работать с расслабленным, спокойным пациентом;
  • сохранение стабильного давления у больного в ходе всей процедуры;
  • отсутствие необходимости в применении наркотических средств.

Недостатки у седации также имеются:

• стоматологическое лечение под седацией обходится пациенту дороже;
  • обязательна предварительная подготовка;
  • после процедуры больному необходимо какое-то время находиться в клинике, чтобы врач контролировал его состояние;
  • ввиду замедленной реакции пациенту не удастся быстро сообщить о том, что он чувствует боль или другие неприятные ощущения.

Какие могут быть последствия седации и противопоказания

Противопоказания к седации следующие:

• обострение хронических заболеваний;
  • аутизм, синдром Дауна, эпилепсия;
  • заболевания носоглотки;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • состояние алкогольного опьянения;
  • сложные ЧМТ в анамнезе;
  • сердечно-сосудистые патологии в стадии декомпенсации.

Таким образом, перед процедурой обязательно требуется консультация стоматолога, поскольку у каждого конкретного пациента могут быть свои противопоказания.

Возможные последствия седации:

• наиболее частые – боль в месте укола, покалывания (побочные действия анестезии зуба), другие неприятные ощущения;
  • затуманенное, спутанное сознание после процедуры или недолгое его отсутствие – крайне редкие последствия;
  • тошнота, озноб, небольшое повышение температуры, кашель, головокружения – эти побочные эффекты встречаются достаточно редко.

Какие седативные препараты используем мы в Дантист

«ДантистЪ» — стоматологическая клиника в Днепре, которая использует для седации препараты, применяемые в ведущих медицинских учреждениях по всему миру. Они гарантируют:

• возможность комфортной работы для стоматолога;
  • отсутствие страха, психологического напряжения, негативных воспоминаний о лечении для пациента;
  • быстроту воздействия;
  • безопасность для организма пациента (при условии тщательного предварительного обследования);
  • продолжительный эффект (так долго, сколько требуется стоматологу для выполнения всех манипуляций);

Многие пациенты интересуются, как часто может выполняться стоматологическая терапия под седацией. Специалисты едины во мнении – процедура может осуществляться столько раз подряд, сколько необходимо.

Заключение

Теперь вы знаете, как делают седацию, какие достоинства и недостатки есть у этой процедуры, какие препараты для этого используют. Современная медицина располагает огромным арсеналом безопасных успокоительных и обезболивающих средств, которые могут применяться в стоматологии. Безусловно, подбираться они должны только грамотным врачом индивидуально для каждого пациента. И тогда лечение зубов и десен не будет связано с болезненными ощущениями и переживаниями.