Все о дисфункции ВНЧС

Дисфункция ВНЧС

Квалифицированный стоматолог перед выполнением любых реставраций на зубах пациента учитывает 2 важных момента – эстетику и функцию. Следует сказать и об основных функциональных параметрах – это расположение ВНЧС (височно-нижнечелюстного сустава), а также прикус, который может измениться. При этом суставы, зубы или мышцы со временем приспосабливаются к произошедшим изменениям.

Лечение ВНЧС проводится в несколько этапов. Прежде всего, выполняется выборочное пришлифовывание зубов. Это делается для того, чтобы:

• избежать травмирующей ситуации в пародонте. Это возможно, если нагрузка будет распределена на большее число зубных единиц;
  • добиться нормального функционирования жевательных мышц (если наблюдается их чрезмерная активность);
  • устранить травму пульпы, а также твердых тканей;
  • распределить нагрузку по оси зубов;
  • избавиться от суперконтактов между зубами;
  • сформировать стабильный прикус;
  • нормализовать прикус до начала ортопедического лечения;
  • устранить заболевания жевательных мышц, тканей зуба, ВНЧС;
  • вернуть функциональный прикус пациенту, которому выполнялось ортодонтическое лечение.

Детально увидеть существующие изменения в суставе можно, сделав рентген зубов в Днепре. Для прохождения этого обследования вы можете записаться в клинику «ДантистЪ» на удобное вам время.

Соприкасание нижнего и верхнего зубного ряда также называют окклюзией. При этом происходит максимальное смыкание бугров зубов. Окклюзия очень важна для проведения стоматологического лечения, ведь для нормализации работы жевательного аппарата требуется понимание того, как происходит контакт между зубами.

Под коррекцией прикуса принято понимать лечение, которое выполняет врач-ортодонт. В результате некоторые поверхности зубов меняют свою форму. Это позволяет сделать окклюзионные взаимоотношения челюстей и зубов более стабильными. Результатом коррекции является изменение рельефа зубов – его увеличение путем наращивания, либо уменьшение. Для коррекции применяются высококачественные реставрационные материалы.

Окклюзионная защита нужна, чтобы предотвратить излишние движения челюсти. То есть, нижняя челюсть двигается по уменьшенной амплитуде, а значит – в челюстном суставе нет болевых ощущений и растяжений, ведь связочные элементы остаются незадействованными. Не происходит смещения суставных дисков, поскольку их положение вполне устойчиво.

Наиболее рельефными зубы выглядят в детском возрасте. У взрослых рельеф понемногу стирается уже с 20 – летнего возраста. На соприкасающихся поверхностях зубов образуются участки потертости. После достижения 45- летнего возраста на зубах уже явно выражена стертость. Она заметна как на режущем крае, так и на буграх. Чем старше человек, тем большими будут участки такой стертости.

Самые распространенные нарушения функций ВНСЧ:

• суставно-мышечные — 31;
  • мышечные – 23%;
  • суставные – 20%;
  • без выраженных признаков – 26%.

Такие патологии чаще поражают женщин 15 – 45 лет.

Как диагностируют заболевания ВНЧС

Прежде всего, консультация стоматолога подразумевает сбор подробного анамнеза. Специалист должен знать, давно ли пациент страдает от скованности, боли, напряжения в суставах и мышцах. Также он получает представление об имеющихся нарушениях подвижности челюстного сустава.

Врач может задавать следующие вопросы:

• какие дискомфортные ощущения в зубах испытывает пациент (боль, повышенная чувствительность и т.д.);
  • страдает ли пациент от бруксизма, чрезмерного сжатия зубов;
  • после каких нагрузок возрастает дискомфорт;
  • как долго больной замечает у себя эти симптомы;
  • страдает ли он от стресса или необычного напряжения;
  • есть ли взаимосвязь между этими состояниями и усилением симптомов.

Стоматолог спрашивает и о предшествующих симптомах. Ему необходимо узнать:

• беспокоили ли пациента похожие ощущения ранее;
  • с чем они были связаны;
  • чем отличались от дискомфортных ощущений на данный момент;
  • беспокоил ли больного скрежет зубов и почему он возникал;
  • при каких обстоятельствах симптомы возникали и прекращались;
  • способствовало ли лечение зубов исчезновению симптомов.

Предшествующий анамнез

Опрашивая пациента о стоматологических вмешательствах, которые способствовали изменению окклюзии, врач должен выяснить у больного следующее:

• есть ли взаимосвязь между произошедшими изменениями и проявлениями дисфункции нижней челюсти;
  • сколько было предпринято попыток исправления окклюзии;
  • какие процедуры выполнялись для этого (шинирование, реставрация зубов и т.д.);
  • закончились ли эти попытки успехом;
  • если желаемый эффект не был получен, нужно узнать причину этого;
  • беспокоит ли пациента бруксизм, в какое время суток он появляется и насколько заметен окружающим;
  • как долго больной страдает от этого скрежетания;
  • что может быть его причиной (по мнению пациента).

Также стоматолог должен рассказать о последствиях бруксизма, в частности – об истирании зубов.

Как происходит обследование пациента

В первую очередь пальпируются мышцы. Стоматолог просит пациента сделать различные движения нижней челюстью (выдвинуть ее вперед, открыть и закрыть рот). При этом больной должен говорить о своих ощущениях – появилась ли боль в ВНЧС, крепитация либо щелчки. Такие проявления могут наблюдаться только в одном суставе либо же в двух сразу.

Дальше врач прощупывает заднюю часть суставных головок, а также находящиеся сзади сустава ткани. Пальпация подразумевает введение пальца в слуховой проход. Прощупывание боковых поверхностей суставов производится над кожей.

Изучается состояние прикуса. Для этого пациент должен сделать нижней челюстью несколько скользящих движений в стороны. При этом нужно, чтобы сохранялся контакт между поверхностями зубов. Врач должен стоять перед больным, смотреть на него сверху вниз либо же прямо. Пациенту нужно несколько раз как можно сильнее открыть рот и закрыть его. Если нижняя челюсть во время этого отклоняется в сторону. можно предположить наличие скованности мышц.

Говорить о мышечных проблемах можно, если:

• пациент жалуется на боли в мышцах, которые сохраняются даже в покое;
  • возникает бруксизм;
  • движения челюсти становятся нескоординированными.

Почему развивается дисфункция ВНЧС

Основными причинами могут быть:

• ротовое дыхание;
  • изменение жевательных поверхностей зубов;
  • постоянный стресс;
  • бруксизм;
  • чрезмерные физические нагрузки.

Как лечится дисфункция ВНЧС

Прежде всего, необходимо снять боль, а также устранить дисфункцию. С этой целью пациенту назначается физиотерапевтическое лечение, наложение релаксационных шин. В ряде случаев показано назначение антидепрессантов.

Лечение данной патологии также подразумевает:

• соблюдение специальной диеты;
  • прием антидепрессантов;
  • выполнение изотонических упражнений для мышц.

Особо нужно остановиться на установке трейнеров, которая позволяет:

• уменьшить проявления бруксизма;
  • разгрузить ВНЧС;
  • частично или полностью снять боль;
  • сразу приступить к лечению.

Отличия между суставными и мышечными патологиями

Проблемы с мышцами сопровождаются такими симптомами:

• боль усиливается по утрам;
  • нажатие на нижние зубы пациента (при открытом рте) сопровождается амортизацией челюсти;
  • в момент прикусывания палочки на больной стороне боль усилится.

При проблемах с суставами симптомы будут полностью противоположными.

Если вы страдаете от дисфункций ВНЧС, частная стоматология в Днепре «ДантистЪ» ждет вас. Наши специалисты сделают все для решения ваших проблем!